Стили антикварной мебели

Стили антикварной мебели

Стили антикварной мебели

Европейские интерьеры последних пяти столетий считаются классикой, которую не только почтительно копируют, но и создают новые интерпретации на ее основе.

На пике дизайнерской моды — сочетание старинной и современной мебели.

При этом рекомендуется избегать смешения стилей.

Выбрав определенный стиль и следуя ему, не стоит злоупотреблять декоративными элементами на стенах.

Предметы мебели из прошлого — тёплые, живые — положительно влияют на самочувствие.

Присутствие в доме старинного буфета, зеркала, кресла делает дом уютным и навевает воспоминания о добрых старых временах.

Широко распространено ошибочное мнение, что антикварная мебель стоит огромных денег. Это далеко не так. Для оформления интерьера совершенно нет необходимости в ценных музейных экспонатах. Европейская мебель XVIII — XIX веков, которую можно увидеть на распродажах и блошиных рынках, сопоставима по цене с современной заводской, однако отличается оригинальным внешним видом, высоким качеством материалов и прочностью соединений.

При выборе антикварной мебели не всегда удаётся точно определить стиль и время создания.

Чтобы сделать процесс выбора более увлекательным и информативным, мы создали для Вас небольшой справочник по основным стилям мебели разных стран и эпох.

Каждый из стилей соответствует духу своего времени, определенной одежде, архитектурному стилю и даже определенному образу мышления. За основу был взят популярный материал, известный в европейской истории стилей.

Мебель Месопотамии 

Массивные формы, большие размеры, солидность. Деревянные квадратные каркасы, обитые металлом. Металлические крепления и фурнитура. Ножки в форме шишек, плетеные сидения, резные подлокотники с изображениями человеческих фигур, первая кровать с балдахином и москитными сетками.   

Египетская мебель

Унифицированные статичные формы, дожившие без изменений до наших дней, появление первой в мире мебели для сидения, первого стула со спинкой, плоскостной орнамент, цветная роспись по белому фону, ножки в форме звериных лап. 

Мебель Древней Индии

Выраженные восточные мотивы, избыточная орнаментика, низкие кушетки, диваны без ножек, пуфики, лаковые табуреты, троны, кресла, мозаика, интарсия.

Мебель Древней Греции

Классические мебельные формы, отсутствие шкафов, сундуки, высокие ложа со скамечкой для ног, складной табурет, стул-клисмос, низкие одно-трех-четырехногие столы, ножки в виде звериных лап, раскрашенная древесина, интарсия, орнамент меандр, пальметта, листья аканта. 

Мебель Древнего Китая

Лаковая и бамбуковая мебель, резьба по лаку, интарсия, кушетка-кан, ложа курильщиков опиума, лаковые табуреты (в наборах), стулья со спинками, кровати, ажурные столы, причудливые полки для безделушек, низкие лаковые столики (в наборах).

Мебель Древней Японии

Минимум мебели, отсутствие шкафов и кроватей, деревянные подголовники, низкие лаковые столики, маленькие комоды с выдвижными ящиками, ширмы, лаковая отделка, металлическая фурнитура, стилизованный орнамент. 

Мебель Древнего Рима

Черты искусства этрусков — штампованный металл, литая бронза, греческие кровати, сундуки. Отсутствие шкафов, табуреты, складные стулья, курульные кресла, кафедры, скамеечки для ног, плетеная мебель, различные ложа и традиционные кровати, ножки в виде фигур фантастических животных, орнаменты из листьев аканта, гроздьев, гирлянд, фруктов. 

Византийская мебель

Упрощенные позднеримские формы — кровати, сундуки, столы, складные стулья, сундуки для сидения, точеные ножки и спинки, цветная роспись и позолота, эмаль, драгоценные камни, сусальное золото, христианские мотивы орнаментики — монограмма Христа, рыба, голубь, оливковая ветвь, пальма, звериные германские мотивы.

Романский стиль

Античные, варварские и восточные формы, массивность, епископские кресла, церковные шкафы, универсальные сундуки, сундуки на ножках с дверками — прообраз шкафа, скамьи, складные стулья античной формы, кровати с балдахином, разборные столы, накладки из кованого железа, колонны, аркады, цветная роспись, железная фурнитура.

Готический стиль

Архитектура каменных сооружений, почти все предметы мебели имеют церковное происхождение: сундук-скамья, дрессуар, двухъярусный шкаф, встроенная в стену кровать с пологом, кровать-шкаф. Рамочно-филеночная вязка, ажурный орнамент, рыбий пузырь, розетки, трилистники, резные складки, гербовые щиты, арабо-мавританские орнаменты.

Ренессанс

Античные формы, эклектика, архитектурные элементы, золотое сечение. Колонны, листья аканта, мотив канделябра, гротески, купидоны, арабески, львы, грифоны. Фанеровка, интарсия, роспись, позолота, мозаика, рельефная резьба. Сундуки-скамьи, сундук-скамья со спинкой и подлокотниками, посудный шкаф-креденца, стул Савонаролы, первые кабинеты.

Маньеризм (Людовик XIII)

Переходный стиль позднего Ренессанса. Характерный элемент резной мебели — алмазная грань. Массивная мебель. Кровати с колоннами, балдахином и резным изголовьем. Декор — херувимы, завтки, картуши, львиные морды, гирлянды из фруктов и цветов, маскароны. Витые ножки стульев, спинки кресел украшают шишечками.

Барокко (Людовик XIV, стиль королевы Анны, ранний георгианский)

Основные элементы восходят к античности, роскошный декор, обилие позолоты и белого цвета, венки, раковины, С-образные завитки, купидоны, изогнутые линии, крученые колонны, картуши, ормушли, гирлянды, вьющиеся растения. Гнутые ножки, обивка сидений дорогими тканями с бахромой, появление гарнитуров, изящные кровати-шатры с балдахинами, шкафы с цветной инкрустацией, диваны и глубокие кресла, камины и огромные зеркала в пол, секретеры, мебель работы Андре Шарля Буля. Появление комодов с выдвижными ящиками, шкафов-витрин для фарфора, туалетных столиков с зеркалами. Фанеровка, лакирование, маркетри. 

Позднее барокко/Рококо (Регентство, Людовик XV, средний георгианский, Чиппендейл)

Стиль Регенства — промежуточный между барокко и рококо. Секретеры заменяются письменными столами-бюро. Орнамент — гротеск, ленты, завитки, раковины. Заметно влияние китайского искусства. Кровать с полубалдахином. Гнутые ножки украшаются масками, женскими головками, листьями. Появляются шезлонги. 

Рококо («рокайль, ракушка») ассоциируется с причудливым асимметричным орнаментом из гнутых раковин, завитков и гирлянд. Усиливается восточное и китайское влияние. Пастельные тона, белый лак. Новые мебельные формы, разработанные для женщин: дамский секретер, письменный столик, туалет, тумбочки, канапе. Визуальная доминанта — камин. Комоды с двумя ящиками, секретеры. Обилие золоченой бронзы. Посудные шкафы с застекленными витринами. Буржуазный стиль Чиппендейла — сочетание французского рококо, английской мебельной моды 18 века, готики и китайских мотивов. 

Классицизм (ампир, Людовик XVI, поздний георгианский, директория, стиль цопф)

Возврат к строгим и простым античным формам. Элегантность, женственность, мягкая цветовая гамма, белый и зеленый лак, роспись. Ведущий материал — красное дерево. Четкие контуры, прямые ножки. Маркетри, резьба, чеканные бронзовые накладки, фарфоровые и керамические накладки. Легкая позолота отдельных деталей. Мягкая обивка — шелк и гобелены с цветочным узором. Орнамент: мотив меандра, лавровые гирлянды, розетки, листья аканта, фавны, купидоны, сфинксы. Бюро с цилиндрической крышкой, столики-консоли. Полностью позолоченные стулья. Появление сервантов, карточных столов. Кровати с легкими балдахинами или без них.

Стиль Директории — переходный между стилем Людовика XVI и ампиром. Простота, строгое следование античным образцам, рациональность, гладкие поверхности. Белый цвет. Простые шкафы и комоды, книжные шкафы и секретеры. Исчезают витрины. Античная орнаментика — венки, шлемы, копья, щиты, фавны, пальметты, маскароны. Появляются египетские декоративные элементы.   

Ампир — подражание римскому искусству. Монументальность, пафос, стилевое единство, строгая симметрия. Гладкие кубические шкафы с кариатидами и бронзовыми накладками, простая фанеровка, темные тона. Отсутствие инкрустации. Детали резного декора обязательно золотятся. Орнамент: оружие, факелы, венки, пирамиды, египетские мотивы, рога изобилия, гермы со львами на львиных лапах. Изобретения: рекамье — короткая кушетка с высоким изголовьем, круглые столики на одной ножке, узкие серванты, цилиндрические тумбочки. Обилие позолоченной бронзы и ее имитации из папье-маше. Камины в форме античных надгробий. Русский ампир — декоративность, простота, белый цвет, позолоченная резьба. 

Реставрация (бидермейер, Луи-Филипп, ранний викторианский)

Эклектика, буржуазная сентиментальность, практичность, удобство, уют. Влияние зарождающегося романтизма. Простота форм, появление многофункциональной и комбинированной мебели: раздвижных столов, откидных столешниц, стульев-трансформеров. Широко применяется фанеровка. Спинки и подлокотники плавно изогнуты, ножки гнутые и точеные, кровати имеют гладкую поверхность, балдахины полностью исчезают. В моде — круглые столы. Стиль неорококо — стиль Луи-Филиппа, подражание эпохе рококо с вкраплениями других стилей, например, готики. 

Историзм (Эклектика, старонемецкий стиль, вторая империя, расцвет викторианства)

Напыщенность, богатый декор, темные цвета, ориентация на художественные стили прошлого. Мода на феодальную старину, искусственная патина, пузырчатое стекло, древнегерманский стиль, неоготика, необарокко и неорококо, неомавританский стиль, стилевой плюрализм. Появление фабричной мебели.

Ар Нуво (Модерн)

Сказочный, декоративный стиль. Причудливые округлые формы. В основе стиля лежат стилизованные растительные орнаменты, крито-микенское и японское искусство. Мебель имет весьма скромный декор. 

Ар Деко

Последний из стилей, ориентированных на традиции прошлого. Объединил в себе элементы неоклассицизма, модерна, влияние Русских Балетных Сезонов в Париже, восточного и примитивного искусства.

Деревенский стиль (кантри)

То, что сегодня принято называть стилем кантри, существенно отличается от классического «деревенского стиля», под которым понимался интерьер ранчо на Диком Западе. Его современные подвиды: русское кантри, стиль Прованс, Тосканский стиль, Скандинавский стиль, Средиземноморский стиль, Шале, американское и немецкое кантри. Черты классицизма и ампира. Нарочитое упрощение, акцент на природной фактуре дерева. Теплые естественные тона. Крашеная мебель, роспись, кованая мебель. Широкое использование национальных мотивов. 

Колониальный стиль

Изначально — американское подражание английскому стилю. Сочетание разных стилей, подражание мебели покоренных народов Азии и Африки.  Голландское барокко. Восточное влияние. Плетеные кресла, резные панели, этнические мотивы. Состаренный массив дерева, ценные породы древесины, ротанг. Мебель ручной работы.

Стиль династии Мин

1368 г. – 1644 гг. Период расцвета мебельного искусства в Китае. Простота, элегантность, прочность. Избыток декора считался вульгарным. Мебель не лакируют, резьба отсутствует. Ценится естественный цвет и фактура дорогих пород дерева — груши и красного дерева. Основные типы мебели: столы, стулья, комоды, складные ширмы, чайные столики. Заметно влияние западной традиции. 

Османский стиль (тюркери)

Популярный стиль XVIII века, использовавший мотивы исламского искусства. Получил серьезное развитие в России. Садовые павильоны-кёшк с диванами для отдыха, низкие угловые диваны с подушками, пуфики, балдахины, занавеси, оттоманки, софы, низкие столики с мраморными столешницами, мягкие табуреты. 

Русская народная мебель

Народный стиль мебели сохранился без изменений до конца XIX века. Резные лавки и скамьи, квадртные и круглые табуреты, люльки, поставцы с открытыми полками, шкафы с росписью, обеденные столы. 

Tags: