Современные стили в дизайне интерьеров

Современные стили в дизайне

В процессе индустриализации, начавшемся в середине XIX века, многие производственные процессы были механизированы и разделены на этапы. Такого в эпоху кустарного производства не существовало. Разработка эскизов превратилась в самостоятельную профессию. Началась эра промышленного дизайна. Сфера деятельности дизайнеров постоянно расширялась – при разработке прототипа нужно было учитывать себестоимость производства, потребности рынка, доступность материалов и производственных мощностей, а также конкуренцию.

Индустриальная революция способствовала быстрому  росту благосостояния. В это время на пике моды парадоксальным образом находятся интерьеры эпохи феодализма. Мастер-мебельщик, лично отвечавший за качество, становится пережитком прошлого. Дизайнеры на поточном производстве руководствуются принципами рациональности и соответствия ожиданиям покупателя. Высокохудожественные проекты заменяются дешевыми стилевыми имитациями, что порождает волну общественных дискуссий о вреде промышленного дизайна.

Индустриализация усилила конкуренцию между странами, наиболее ярко выразившуюся в череде Всемирных промышленных выставок. Начиная с 1851 года, страны регулярно устраивали выставки декоративно-прикладного искусства и модных интерьеров. Поточная продукция, выставленная в одном месте, позволяла сравнивать уровень развития промышленности и дизайна. Общество жаждало нового и современного. Художники боролись с эклектикой, выступали за эксперименты с новыми материалами и разрабатывали новые концепции жилого пространства.

Разработка теории промышленного дизайна началась с теории орнамента и определения  основных составляющих дизайна: функциональности, материала и декора.  Если в XVIII веке эти три компонента рассматривались по отдельности, то в XIX веке исследовалось их комплексное взаимодействие.

Многие деятели искусства писали об уничтожении, обесценивании искусства машинным производством, о недопустимости смешения различных стилей. В моду вошли копии и копии с копий старинной мебели, которые покрывались искусственной патиной. Мало того, что такая мебель не соответствовала эстетике нового времени, ею часто заменяли старинные предметы мебели, хранившиеся в семьях много поколений. Под натиском унификации и стандартизации из жилых помещений постепенно исчезают региональные орнаменты и уникальные предметы мебели. Поточная продукция была намного дешевле сделанной по старинке, но покупатели не могли идентифицироваться с ней, что порождало отчуждение, утрату корней и ощущение бессмысленности жизни. То же самое происходило с теми, кто производил товары массового потребления: они потеряли связь с производимыми товарами.

Некоторым фабрикантам мебели удавалось сделать что-то действительно полезное, например, красивый, прочный и дешевый венский стул, намного опередивший своё время и выпускавшийся миллионными тиражами.  Но большая часть поточной продукции собиралась с ошибками из дешевых материалов, была непрактичной и слишком большой для маленьких квартир. В декоре такой мебели доминировали кричащие цитаты из исторических стилей прошлого, абсолютно не подходящие к обстановке жилищ рабочих, являвшихся основными потребителями этой мебели. По этой причине социалисты и активисты Движения искусств и ремесел требовали от промышленных дизайнеров создания простых и «честных» предметов мебели для рабочего класса по приемлемой цене.

Традиционные ремесла, прежде игравшие значительную роль в экономике, утратили свое значение. Многовековые традиции цехов и гильдий были упразднены ради «свободной торговли», к которой ремесленники были не готовы. Проблему удалось решить путем создания Движения искусств и ремесел. Мастера-мебельщики получили возможность обучать новые кадры и создавать качественные и дорогие предметы обстановки для домов новой элиты – разбогатевших фабрикантов, купцов и банкиров.

В эпоху историзма (первая половина XIX века) основной задачей дизайнера было выбрать стиль и следовать ему. Во второй половине XIX века теоретики искусства провозгласили принцип «форма следует за функцией», который считался законом природы. Художники выступали против исторической стилизации в интерьере, против выдуманных стилизованных орнаментов, маскировавших новые функции привычными классическими формами. Не отрицая орнамент как таковой, они разработали новые принципы символизма, легшие в основу стиля модерн («современного стиля»).

Многочисленные художественные школы западноевропейского модерна, движения «Arts & Crafts» (лозунг «назад в Средневековье») и «Glasgow School of Art» (разработка минималистического черно-белого стиля мебели под влиянием японской традиции)  разрабатывали новый стиль и орнамент для воплощения старых форм.

Движение «Венский сецессион» полностью отказалось от наследия прошлого и разрабатывало новую орнаментику для нового, подчеркнуто строгого и функционального стиля (строгое соответствие интерьера архитектуре пространства).

Голландское движение «de stijl» отрицало любое подражание природным формам и понимало дизайн как автономную систему, воплощенную в геометрических формах и цвете. Всё эмоциональное и индивидуальное должно исчезнуть из жилого пространства, уступив место конструктивному и продуманному. Дизайн мебели должен быть абстрактным, с акцентом на вертикалях и горизонталях. Цветовая гамма ограничена основными цветами – красным, синим, желтым, а также черным, серым и белым.

Немецкая школа дизайна «Баухаус» сыграла огромную роль в развитии современного дизайна интерьера. На заре своего существования в школе приветствовалось не имевшее никакой практической цели экспериментирование с цветом, формой и материалом. В 1919-1922 годах Баухаус обратился к экспрессионизму и декоративно-прикладному искусству в стиле Arts & Crafts, однако под влиянием голландского движения «de stijl» перешел к функционализму. Вместо дерева, глины и серебра студенты работали со стальными трубами, фанерой и закаленным стеклом. В 1925 году были созданы первые стулья и кресла на каркасе из стальных труб. С 1927 года основным направлением обучения становится дизайн экономичных прототипов для серийного производства. Начинается серийное производство мебели из стальных труб, студенты изучают социологию и экономику, необходимые для понимания потребностей рынка. С приходом к власти Гитлера ведущие представители школы эмигрировали в США, где в 1937 году была основана школа «Новый Баухаус». К этому времени дизайнерские концепции Баухауса получили всемирное признание и стали основой современного интернационального стиля. Недорогая, красивая и функциональная мебель в стиле баухаус разрабатывалась с учетом требований промышленного производства, имела простую геометрическую форму и выполнялась из стали и стекла

Задачей художника в послевоенном бесклассовом обществе стала организация жизненного пространства в целом. Как в эпоху Ренессанса, художники видели себя универсалами-реформаторами, воспитывающими общество. Разделения умственного и физического труда больше не существовало, декоративно-прикладное искусство получило статус высокого искусства. Бешеный успех стиля модерн основывался на том, что его использовали повсеместно: для декорирования мебели, домов, одежды, книг, машин и станков. Однако после Первой мировой войны стиль модерн полностью утратил актуальность.

К началу Первой мировой войны порожденное индустриализацией бесклассовое общество требовало объединения всех видов искусства и новых форм его воплощения. Возникают новые, анархические стили – конструктивизм, супрематизм, кубизм, футуризм.  Принцип «форма следует за функцией» проникает в частные дома, дизайн интерьера и предметов быта. Зарождается «международный стиль», бесконечно комбинирующий готовые элементы. Символизм модерна уступает место деловой функциональности, в основе которой — стремление к  оптимальному соотношению цены и качества. Идеал жилого пространства – небольшие квартиры, полные света и воздуха, способные удовлетворить простые ежедневные потребности рабочего человека. Конец этим социалистическим идеалам положила Вторая мировая война.

Поскольку США не понесли значительных экономических потерь во время войны, они приняли на себя ведущую роль в сфере дизайна. Еще в 1930-е годы в Америке сложился собственный стиль промышленного дизайна, формировавшийся в условиях свободного рынка и конкуренции. Художественная сторона дела мало заботила Новый Свет, мерилом хорошего дизайна служил коммерческий успех. Европе пришелся по нраву независимый  и технически продвинутый американский дизайн, его стали копировать и называть «американским образом жизни».

Взаимодействие художников и фабрикантов, их позитивное отношение к промышленному производству открыло дорогу дизайну нового времени: функциональному, типичному, предназначенному для нужд серийного производства. Пережив политические потрясения вроде Октябрьской революции в России и национал-социализма в Германии, а также периоды отказа от функциональности (итальянский футуризм и роскошный ар деко), конструктивный дизайн логично привел Европу к экономическому чуду 1950-х годов. Мебель этого периода отличается функциональностью, каждая ее деталь имеет определенное назначение. Дизайн полностью подчиняется функции. Использованные материалы в полной мере соответствуют конструкции и назначению, обеспечивая надежность, красоту и удобство. Место традиционного «оригинального стиля», бывшего, по сути, лишь маскировкой и притворством, занимает «честная простота».

В 1920-х годах огромное внимание уделяется проблеме социального жилья. Во многих крупных городах Европы появились «образцовые квартиры», целые кварталы идеального современного жилья, привлекавшие покупателей «красивым дизайном» и рекламировавшие определенный стиль жизни. Со временем функционализм превратился в символ принадлежности к интеллектуальной элите. Мебель из металла стала предметом роскоши, ее начали обтягивать натуральной кожей и мехами, тканями ручной работы.

Tags: