Мебель Востока: история лаков для мебели. Китайский и японский лак

Мебель Востока: история лаков для мебели. Китайский и японский лак

История лаков для мебели Востока. Китайский лак, японский лак, природный лак

В азиатских странах с жарким влажным климатом всегда остро стоял вопрос сохранения деревесины от природных воздействий. Лакирование древесины идеально подходило для этих целей. После высыхания лак становится твердым и гибким, выдерживает даже сильные удары, отталкивает воду, не плесневеет и не имеет запаха. Лак прочно сцепляется с поверхностью, а после полировки долгое время сохраняет привлекательный внешний вид. По сути, лаковое покрытие ламинирует древесину.

Уже в бронзовом веке был изобретен способ покрытия древесины лаками, полученными из сока лакового дерева. Сначала лаком покрывали посуду, затем священную утварь. Три тысячи лет назад в Китае лаком покрывали стрелы, луки и конные повозки. Позже к лаку начали примешивать золото. Уже две тысячи лет назад искусство лакирования достигло больших высот. Лаком писали по шелку и бумаге, появилась цветная лаковая роспись посуды. Со временем появилась лаковая китайская мебель.

Сложные технологические процессы нанесения лака держались в секрете, но, несмотря на покров тайны, техника лакирования начала распространяться по всей Азии вместе с буддизмом. Распространению лаковых техник способствовала торговля и войны, во время которых мастера нередко попадали в плен. В древней Корее рапсисанные лаком изделия появились только после китайского завоевания.

Самые древние японские лаки также имеют китайское происхождение. Технология была импортирована через Корею. По легенде, одновременно с технологией лакирования в Японию было привезено само лаковое дерево.

Многие предметы 7-8 веков, находящиеся в японских музеях, имеют китайское происхождение и выполнены по китайским технологиям, в том числе китайская мебель. Первыми собственно японскими лакированными изделиями считаются ножны, покрытые черными лаком и украшенные золотом (756 г.), а также две стрелы этого же периода. Позже появилась и лаковая японская мебель.

Отличительной чертой японского национального искусства является техника маки-э, разработаная в 800-х годах. Ее суть — в напылении золотого и серебряного порошка на слой сырого лака, который затем покрывается тонким финишным лаковым слоем. Эта техника отличается от китайской. Лаковые изделия инкрустируются перламутром, драгоценными камнями и кораллами. В 9 и 10 веках лаком начинают покрывать мебель — низкие столы и сундуки. Появляется лаковая японская мебель. В моду входит украшение лаком государственных зданий.

Со временем лаковые техники становились все сложнее, увеличивалось количество компонентов в лаковых составах. Некоторые покрытия насчитывают до 200 слоев разного состава, в которых использовались разные красящие пигменты и пластификаторы. Самыми популярными были красные и черные лаки, которые наносились на слои других оттенков. Мастера четко следовали регламенту работ, никогда не отступая от канона.

Около 1000 года н.э. использование золотых и серебряных лаковых покрытий в Китае стало повсеместным. Лаковую продукцию завезли в Индонезию, Вьетнам и Тайланд, а также в Персию и Аравию. Бирма также получила лаковую технологию из Китая около 1000 года. Опытным путем мастера изменяли и совершенствовали технологии и лаковые составы. В 1300-е гг. появились резные лаки с перламутровой инкрустацией. Шкафы, ширмы, столы и троны из красного лака украшались резным растительным орнаментом и инкрустацией. Лаковые поверхности расписывались золотыми узорами. Появилась роспись по прорезному черному лаку.

Между азиатскими странами шел активный обмен изделиями и технологиями. В Японии под влиянием Китая появились новые типы изделий. Лаковые изделия, украшенные измельченным золотом, экспортировались из Японии в Китай. В 13-15 веках лаком покрывали военную амуницию, а также резные деревянные элементы. В 1500-е годы был разработан метод наложения на роспись по лаку золотой пасты, который стал настолько популярен, что китайские мастера приезжали обучаться ему в Японию.

В 17-18 веках в Европе в моду вошло китайское искусство, объемы производства лаковых изделий значительно возросли, а их качество сильно упало. В это время мастера начинают в большом количестве производить лаковые имитации из дешевых материалов, поскольку процесс нанесения лака сложен, долог и вреде для здоровья. Тем не менее, лаковое искусство уважало традиции, это спасло его от негативных воздействий, излишних нововведений и конъюнктурной пошлости. Только в 19 веке качество лаковых предметов снизилось до предела из-за большого количества подделок и вскоре полностью прекратилось.

Китай превратился в полуколонию западных держав, а промышленное производство погубило древнее искусство. В Японии в 1930-е годы немногие оставшиеся мастера стали использовать синтетические красители в составе лака. Традиционные формы сменил авангард.

В настоящее время изделия из лака производятся в небольших количествах как сувенирная продукция для туристов. Несмотря на утрату преемственности, интерес к старинным техникам и рецептурам, а также к вопросам реставрации лаковых изделий древности, неуклонно возрастает.