Китайская традиционная мебель

История развития мебельного дела в Китае: 

За свою многотысячелетнюю историю китайский народ изобрел огромное количество видов мебели, разработал оригинальные технические решения для её производства и уникальные по сложности художественные приёмы её оформления. Китай стал единственной азиатской цивилизацией, очень быстро отказавшейся от сидения на полу и перешедшей к использованию мебели сложных форм.

Четыре тысячи лет назад основным предметом обихода была соломенная циновка, на которой сидели, ели и спали.

Три тысячи лет назад глобальное похолодание привело к появлению утолщенных циновок, ширм, кроватей и столиков на коротких ножках. Разумеется, они были привилегией знати. Для хранения использовались невысокие сундуки, лари и первые примитивные ящики-шкафы. Китайцы заимствовали мебельные и строительные традиции индусов и северных кочевников, кардинально перерабатывая их и доводя конструкцию до уровня, намного превосходящего первоначальный.

Для изготовления мебели использовалась не только мягкая и твердая древесина отечественных и импортных деревьев, но и бамбук, камыш, ротанг, кокос, солома, корни деревьев, кап, тростник, металл, керамика, лак и камень. Мебельные петли изготавливались из сплава меди, никеля и цинка, иногда с добавлением серебра. Петлям придавали растительные и геометрические формы. Декоративные накладки крепились заподлицо проволокой из этого же сплава.

К началу нашей эры подобной мебелью обставлялись не только дома знати, но и дома людей с достатком. Мебель покрывали лаком, украшали резьбой и инкрустацией.

два-императора-на-тронах

К десятому веку дальнейшее резкое похолодание климата и проникновение в страну буддизма заставило китайцев полностью отказаться от сидения на полу и привело к появлению богато украшенных живописью и маркетри кресел, столов и стульев на высоких ножках, а также теплых лежаков и кроватей с пологом. Вслед за изменением высоты мебели стали выше декоративные ширмы, которые расписывали горными и морскими пейзажами. Количество видов мебели в X веке приблизилось к современному. Мебели в помещении было много и каждый предмет имел своё постоянное место в соответствии с правилами фен-шуй. В эту эпоху мебель проникает в быт жителей деревень, разрабатывается мебель для детей и школьников. Волнистые изгибы спинок кресел X — XIV века напоминают стиль европейского модерна.

китайская мебель 10 век

В XV — XIX веках Китай начинает экспортировать из соседних стран Юго-Восточной Азии древесину ценных пород, которая ценилась за твердость и невосприимчивость к влажности. В моду входит аскетическая простота жизни, поэтому мебельные формы также отличаются строгостью, гармоничностью и техническим совершенством. Декоративность считается вульгарной, ценится природная текстура древесины и её свойства, влияющие на дух и здоровье людей. Комфорт, который дарит мебель, во все времена ценился китайцами превыше всего. Мебель, созданная выдающимися мастерами той эпохи, практически сразу стала объектом коллекционирования.

В течение XVIII века правящие круги Китая потребовали возврата к традиционному стилю китайской древности. Мебель стала более грубой, прямоугольной и массивной, её поверхность целиком покрывалась перламутром или резными символами богатства и долголетия. Борьба с этими веяниями была безуспешной, поскольку богатые китайцы с энтузиазмом начали заказывать помпезную мебель в «старокитайском стиле». В XX веке развитие мебельного дела остановилось. Во времена «культурной революции» было уничтожено огромное количество мебели музейной ценности, а традиции изготовления такой мебели были практически утрачены.

 

Виды китайской традиционной мебели: 

 

КУШЕТКА

Китайские кушетки не имеют мягкой обивки. Это широкие (до 1 метра) и длинные (до 2 метров) ложа на четырех ножках, часто складные, с плетеным или деревянным сидением.

 

ДИВАН

Отличается от кушетки наличием спинки и подлокотников. На диван клались плоские жесткие подстилки, валики, подставки и подушки.

антикварный-китайский-диван

Традиционные жесткие китайские матрасы по своим ортопедическим свойствам соответствуют современным требованиям. Самые древние диваны вместо ножек имели платформу. Использовались для приёма гостей, для сидения, лежания и как спальное место. На диванах сидели с ногами.

 

 

КРОВАТЬ С ПОЛОГОМ
Отличается от дивана наличием балдахина из плотного хлопка (зимой) или сетчатой вуали (летом). Днем такая кровать использовалась как диван.

кровать-династия-Мин-16-17-век

На кровать клались перины, подушки и подголовники из фарфора или бамбука. Перед кроватью ставился столик, кресло, табурет или скамеечка для ног. Иногда столик ставился прямо на кровать.

кровать-и-диван китайская кровать

 

КРЕСЛО

Китайское кресло позволяет сидеть так, чтобы ступни не касались холодного пола. Ноги полагалось ставить либо на скамеечку для ног, либо на выступающую нижнюю перекладину.

кресло-династия-Мин-16-век

Спинки изогнуты в соответствии с естественным изгибом позвоночника, а высота подлокотников учитывает естественное положение тела. Кресла с сидениями, выложенными из тонких плит мрамора или камня, дарили приятную прохладу в жаркое время года. Зимой использовались шкуры животных и тканевые драпировки, крепившиеся к раме завязками. Китайцы разработали множество видов кресел для различных видов деятельности: кабинетные, комнатные, тронные, для медитации, для официальных приёмов, кресла-шезлонги, складные кресла. Каждое из них имело мужскую, женскую и детскую версию.

китайское-кресло-конец-16-начало-17-века

 

СТУЛ

Стулья считались не таким престижным предметом мебели, как кресла, но ввиду своей легкости и мобильности нашли широкое применение в быту. Спинки китайских стульев бывают прямыми или эргономичными, прямоугольными и овальными. Большой популярностью у всех слоёв населения пользовались складные стулья, например, стул на две-три персоны, который брали с собой в театр.

 

ТАБУРЕТ

Табуреты были распространены в Китае с седьмого века. Табуреты изготавливались сериями по четыре и более штук, иногда в комплекте шел стол. Виды табуретов: квадратный с проножкой, круглый, складной, придверная скамья, бочкообразный табурет в виде барабана, табуреты в форме цветов и фруктов.

набор-из-стола-с-табуретами-китайская-антикварная-мебель

 

СТОЛ

Выделяют три большие группы традиционных китайских столов:

1) очень высокие столы с длинной и узкой прямоугольной столешницей (иногда концы столешницы загнуты вверх).

алтарный-стол-Китай

 

У этих столов нет аналогов в европейской традиции. Такие столы использовались для размещения на них различных предметов декора и праздничных блюд, а также как рабочее место каллиграфов, которые работали стоя. Храмовые столы этой конструкции размещали перед алтарями, устанавливая на них курильницы, а в домах — перед домашними алтарями.

стол-Китай-династия-Мин-17-век

 

2) большие квадратные столы, используемые как обеденные. Их высота в среднем на 10 см выше европейского стандарта.

К таким столам обычно приставлялись табуреты и одно кресло для почетного гостя. В храме такой квадратный стол стоял сразу за столом с курильницами, на нём располагалась жертвенная пища. К этой группе относятся также столы для возлияний, рабочие столы чиновников, столы для музыкальных инструментов, полукруглые и круглые столики, а также туалетные столики с выдвижными ящиками.

стол-династия-Мин-16-17-век

Скатертями китайцы не пользовались. Столешницы кабинетных столов застилали бумагой. Однако в храмах, в залах администрации и на пирах фасады столов затягивались тканью, привязанной к ножкам.

госпожа-со-служанками-китайский столик

3) небольшие узкоспециализированные столы: чайные, для музыкальных инструментов, для каллиграфии, для еды, для жертвоприношений, для курильниц, столики-подставки для цветов. Цветочные столики экспортировались в Европу и спровоцировали моду на подставки в XIX веке.

китайский антикварный столик

ШКАФ

Традиционные китайские шкафы, как правило, создавались комплектами: два, четыре, шесть и более экземпляров. Их оснащали разнообразными замками и запорами. За распашными дверцами скрывались две-три полки и два выдвижных ящика.

шкаф-династия-Мин-Китай-16-век

 

Кабинетные шкафы как правило, парные. Они часто имели открытую полку в верхней части, где хозяин дома располагал свою коллекцию антиквариата и предметов искусства. В каждом доме был дорогой двухъярусный платяной шкаф высотой более двух метров, в верхней части хранились мужские церемониальные шапки, в средней части на полках держали одежду, в ящиках — аксессуары, а в нижней части шкафа находился тайник с семейными ценностями. Шкафы располагались либо на женской половине, либо в гостиной.

 

КОМОД

Китайский комод использовался в храмах и на женской половине дома, выполняя функции витрины и хранилища. Под выдвижными ящиками комода располагалось потайное отделение. В ящиках хранились ценные вещи, приберегаемые для особых случаев. Одной из разновидностей комода является переносной шкафчик для лекарств со множеством ящичков, оснащенный ручками для переноски.

антикварный-китайский-аптечный-шкафчик

СУНДУК

В Китае существовало множество видов сундуков. В сундуках, сделанных из дерева камфары, отпугивающего насекомых, хранилась одежда. Стандартный сундук был прямоугольным, лишенным украшений, дорогие экземпляры покрывали лаком и расписывали. Существовали сундуки для льда и сундуки для хранения регалий.

 

ПОЛКА

Китайские системы полок поражают удобством, изяществом и современной эргономичностью. Как правило, полки делались парными — это позволяло соблюсти симметричность конструкции при внешне асимметричном расположении полок. Иногда полки дополнялись выдвижными ящиками и дверцами. Размер полок и ячеек строго соответствовал определенной вещи. Для книг китайцы предпочитали использовать простые по форме этажерки, для хранения безделушек и ценных предметов старины использовались стеллажи с невысокими бортиками по периметру. Существовали также этажерки для цветов.

 

УМЫВАЛЬНИК

Оригинальная декоративная деревянная конструкция из нескольких опор, образующих круг, в центр которого устанавливался таз с водой. К опорам примыкала высокая ажурная рама для полотенец.

умывальник-Китай-античный-1550-год

 

ШИРМА

Китайцы использовали мобильные перегородки с незапамятных времен. С увеличением высоты мебели увеличивалась и высота ширм, достигнув двух метров. Каркасы ширм обтягивали шелком или бумагой, расписывали красками, украшали вышивкой, инкрустацией перламутром и камнями, лаком и резьбой.

итайская-антикварная-ширма-18-век

Росписью ширм занимались величайшие художники. Износившуюся живописную вставку просто заменяли новой, поэтому до наших дней они не дошли.

 

Особенности китайской традиционной мебели:

  • отсутствие крупных деталей, возможность полностью разобрать и снова собрать предмет мебели
  • идеальная подогнанность деталей друг к другу
  • минимум шиповых конструкций
  • отсутствие гвоздей
  • отказ от использования клея
  • подвижность соединений
  • ножки в форме лошадиного копыта, жезла, когтей дракона или облака
  • использование массива дерева, фанеровка — только для дешевой мебели
  • резьба вручную по массиву, токарный станок — для слабаков
  • полировка воском, без тонирования, иногда применяли тонкий слой прозрачного лака
  • смысловая насыщенность предметов мебели (изображение облаков на кровати как символ плодородия)
  • цветовой символизм
  • невозможность точной датировки
  • использование контрастных фактур: резьба и полировка, дерево и металл, прямые углы и изгибы
  • соответствие принципам фен-шуй
  • общая симметрия конструкции и почти обязательная парность предметов мебели
  • стремление к имитации (имитация бамбука посредством использования дерева, лака, металла, камня)
  • уникальные ортопедические свойства

 

(по материалам книги В.Г. Белозёровой «Мебель и интерьеры Китая»)