История торговли антикварной мебелью

История торговли антикварной мебелью

История торговли антикварной мебелью

К мебели начали относиться как к предмету декоративно-прикладного искусства лишь в 18 веке. Раньше всех создавать коллекции французской королевской мебели, распродававшейся после казни ее владельцев, начали англичане. Естественно, что во Франции вскоре тоже повысился спрос на роскошную дореволюционную мебель. Американцы экспортировали из Европы старинные кресла и буфеты, которых у них не было по причине молодости государства. В 19 веке правильно обставленные апартаменты были обязательным атрибутом успешного человека. Чем больше старинных вещей присутствовало в интерьере, тем богаче считался хозяин. До настоящего времени основными покупателями европейской мебели остаются европейские и американские коллекционеры.

история торговли мебелью мебельный аукцион канада 1875

Мебельный аукцион, Монреаль, 1875 год

Мебель — это долгосрочная инвестиция. Например, мебель пятидесятилетней давности в настоящее время утроила свою цену. Дизайнерская же мебель продается по правилам современного искусства, то есть растет в цене непредсказуемо.

В 17 веке мастеров-мебельщиков называли «эбенистами», то есть «чернодеревщиками». Позднее, с ростом популярности красного дерева как материала для изготовления дорогих предметов мебели, их переименовали в «краснодеревщиков». Красное дерево начало широко применяться лишь в середине 18 века. Одним из самых знаменитых краснодеревщиков считается придворный мебельщик Людовика Четырнадцатого — Андре-Шарль Буль, создавший уникальный стиль, впоследствии названный его именем. Обладание мебелью работы самого Буля еще при жизни мастера стало символом материального благосостояния, ведь его творения считаются самой дорогой в мире мебелью, ее чаще всего копируют и чаще всего подделывают.

Изящный стиль рококо, стиль эпохи Людовика Пятнадцатого и мадам де Помпадур, ценится за непревзойденное изящество и тонкость. За долгие 60 лет правления короля было создано огромное количество мебели в технике маркетри, с богатой отделкой из позолоченной бронзы. Мебель рококо создавалась для дам, ее отличает удобство конструкции, отвечающее всем современным требованиям.

Расцвет мебельного дела во Франции пришелся на эпоху Марии-Антуанетты и Людовика Шестнадцатого. Техническое мастерство краснодеревщиков достигло таких высот, что даже в наши дни подделать или скопировать мебель этого периода крайне дорого и сложно. После открытия Геркуланума на смену рококо пришла мода на строгий античный декор с обилием прямых линий.

история торговли старинной мебелью

Стиль ампир официально существовал очень недолго — лишь те одиннадцать лет, что император Наполеон находился у власти. Иногда к ампиру добавляют предшествовавшие ему стили Директории и Консульства. В конце 19 века французы пытались забыть все, связанное с императором Наполеоном. Этот период французской истории считался позором государства,  собственность семьи Бонапарта была распродана.

Сразу после смерти императора стиль ампир с его ярко выраженным государственным и политическим символизмом, присущем каждой детали, исчезает из обихода и остается любим лишь в России. В эпоху Реставрации в моду входит светлое дерево, поэтому владельцы ампирной мебели зачастую просто заменяли фанеровку с красного дерева на клен или орех. Постепенно мебель становится более напыщенной и буржуазной, стиль бидермейер на долгие годы был заклеймен как мещанский. В правление короля Луи- Филиппа начинается эпоха романтизма, в моду входят исторические реконструкции в готическом стиле.

Мебель 19 века, копирующая стили 18 века, в настоящее время пользуется большим спросом, несмотря на то, что она не отличается особой оригинальностью и изысканностью. В предыдущие столетия искусство краснодеревщиков могли по достоинству оценить лишь аристократы. В середине 19 века декоративно-прикладным искусством заинтересовались обыватели, считавшие образцом вкуса дворцовые интерьеры. Именно по этой причине в 1850-е годы появляется огромное количество копий великих мастеров, многие из которых превосходят творения прошлого по технике исполнения, но уступают им в художественной ценности…

На рубеже веков в искусстве безраздельно царил модерн, или ар нуво. В Италии его называли стилем либерти, в Германии — югендстилем, в Америке — Тиффани. Он представляет собой конечный этап развития национального романтизма в странах Европы. Прародителем ар нуво считается английское художественное течение Arts & Crafts. Мебель модерна отличается оригинальностью форм и сочетаний материалов. Этот стиль невозможно спутать с каким-либо другим, однако его яркая индивидуальность не позволяет сочетать его с мебелью других эпох.

история торговли мебелью

В тот момент, когда женщины стали одеваться в простые, но элегантные платья, упростились и интерьеры жилищ. На смену модерну пришел строгий лаконичный ар-деко. Дворцовые интерьеры были забыты. На первый план ставился личный комфорт. В ар-деко предъявляются высокие требования к материалам, используются экзотические сорта дерева, перламутр, рыбья кожа.

Все, что создавалось мастерами-мебельщиками после 1950 года, принято называть дизайнерской мебелью. Классиками мебельного дизайна считаются французы и скандинавы. Недавно дизайнерская мебель стала частью рынка современного искусства, ее демонстрируют на выставках и в салонах.

Сегодня коллекционеры старинной мебели стараются совмещать внешнюю красоту, удобство и функциональность при помощи смешения стилей, ранее считавшихся несовместимыми. Одним из таких революционных сочетаний является, например, интерьер в стиле ар-деко с креслами эпохи Луи XV.

Разница в цене на коллекционную мебель, представляющую большую художественную ценность, и обычную старинную мебель — огромна. Обставить квартиру можно скромными, но качественными и красивыми предметами антиквариата. В настоящее время самая низкая стоимость — у средневековой мебели, поскольку она не блещет красотой, и у мебели 1820-1840-х годов. Невысока стоимость мебели в стиле ар нуво, а также мебели 1940-х годов. Мебель средних веков хорошо сочетается только с ультрасовременной мебелью или средневековой мебелью других стран. Стили Луи Четырнадцатого, Луи Пятнадцатого и Шестнадцатого не сочетаются между собой и со стилем ампир, но неплохо смотрятся в сочетании с английской мебелью в елизаветинском стиле.

Французская мебель 17 века прекрасно сочетается с голландской мебелью 18 и 19 веков из-за преемственности художественной традиции, связанной с эмиграцией мастеров-протестантов из Франции в Голландию. Роскошно декорированная мебель эпохи Людовика Четырнадцатого очень выигрышно смотрится с современной минималистской живописью.  Мебель эпохи мадам де Помпадур нельзя сочетать с мебелью в стиле бидермейер. А вот мебель середины 19 века просто необходимо сочетать с образцами других эпох. Она удобна, но недостаточно изысканна. По этой причине лучше не сочетать ее с современным искусством.

Модерн гармонирует с стилем Людовика Пятнадцатого, но совершенно не подходит к предметам в стиле ампир и ар-деко. Мебель 1950-х годов можно сочетать с модерном, 18 веком и ультрасовременной мебелью 21 века.