Интерьеры Средневековья

Средневековый дизайн

В конце IV века нашей эры западная цивилизация раскололась на два лагеря. Император Константин покинул Рим и утвердился в Константинополе, христианская церковь разделилась на римско-католическую и греческую ортодоксальную. Вопросы веры на долгие столетия стали главной темой для размышлений. Теория искусств подверглась сильному влиянию христианского вероучения и стала, по сути, разновидностью теологии. Предметы декоративно-прикладного искусства создавались исключительно во славу Божию. Античное наследие не было забыто лишь в арабских странах.

Средневековые произведения декоративно-прикладного искусства отличаются архаичностью, существовавшая в Риме производственная цепочка (эскиз – воплощение — продажа) отныне забыта. Мастера организуются в цеха и гильдии, подчиняющиеся строгим правилам. Искусство понимается как навык, которому можно научить, и в каждом европейском городе этот навык интерпретируется по-своему.

В XV веке возникли мануфактуры, которые взяли на себя функции разработки чертежей, а также организацию сбыта готовых изделий.

Средневековая эстетика требовала функциональности, но придавала мало значения красоте. Красота изделия рассматривалась лишь как отражение божественной красоты, которой Бог наделил сущее. Свет, освещение ассоциировались с божественностью, поэтому церковные залы и окна должны были быть светлыми и яркими. Фома Аквинский писал, что красота есть свет и пропорциональность, слагаемые из трех условий: цельность (безупречность), гармония (правильные пропорции) и чистота (ясность, яркие краски). Под ясностью понималась ясность ума, духовное озарение.

Tags: