Интерьеры эпохи Возрождения

Дизайн в эпоху Возрождения

Начиная с XV века красота становится целью искусства. Красоту находили как в следовании природе (подражании), так и в преодолении природы (идеализации). Ренессанс начался с углубленного изучения наследия античности и христианской теологии.  В результате возникло гуманистическое мировоззрение, сочетающее в себе постулаты греческой философии и средневековой схоластики.

В центре внимания снова оказалась свободная личность. Возникло понятие «стиля», в том числе как характеристика известных мастеров. Художники начинают подписывать свои работы. К концу эпохи Ренессанса стилизация вырождается в маньеризм, когда сильно преувеличенная форма полностью затмевает содержание. Дизайн (disegno) становится одной из центральных концепций в искусстве. Власть имущие и знать начинают собирать личные колллекции античных произведений искусства, в Риме изучают руины Форума и Колизея, раскопки проводятся под руководством профессиональных художников. В моде — простые геометрические формы античности, их творчески переосмысливают и идеализируют.

В эпоху Ренессанса благородное происхождение перестает играть важную роль. Главное – личные заслуги. Уровень образованности общества неуклонно повышается, все больше простых горожан умеют читать и писать. В этот момент художники провозглашают свое отделение от ремесленников, благородное занятие изящными искусствами позволяет некоторым из них получить дворянство. Взаимодействие художников и меценатов становится все более интенсивным. Привилегированные слои общества начинают спонсировать искусство, собирать коллекции и даже рисовать. Художники вынуждены изучать естественные науки, математику, оптику, поскольку только с их помощью можно создать нечто новое. К вящему неудовольствию церкви, они изучают анатомию по трупам, рисуют уродливых и психически больных людей, сорные травы, ядовитые плоды.

Желание как можно точнее воспроизвести природные формы привело к полному отказу от византийского формализма Средних веков. Готические орнаменты начали считаться варварскими. К концу эпохи Ренессанса «идея» стала важнее «натуры». Наряду с «disegno» ( эскизом) «идея» становится идеалом искусства XV века. Искусство стремится к идеалу. В отличие от природы, оно должно быть безупречным. Такой подход привел к вырождению и маньеризму — преувеличению значимости индивидуального стиля.

Искусство XVII века следует принципам риторики. Подобно хорошо продуманной речи, оно должно обучать, побуждать к действию и радовать. Искусство той эпохи адресовалось в первую очередь образованной публике, стоящей на одном уровне с художником. В наше время специалисты сталкиваются с трудностями при интерпретации произведений XVII века, поскольку современное образование не предполагает настолько широкого кругозора, каким обладали культурные люди того времени. Французские художники той эпохи руководствовались принципами античной эстетики, считая, что для воспроизведения красоты достаточно следовать определенным правилам. Красивым считалось разумное, а разумным – все, что можно теоретизировать. Зная теорию, можно было уверенно заниматься творчеством. Английские же художники считали красивым не только то, что было создано по правилам, а всё, что казалось красивым. Красота – дело вкуса.

Разработанная в XVIII веке теория дизайна отнесла дизайн к «механическим искусствам», интерес к которым был вызван растущей механизацией производства. Необходимость в теории дизайна возникла на волне появления огромного количества безвкусных интерьеров в стиле ампир, а также нео-романского, нео-готического, нео-египетского стилей и их бездумного смешения.

Огромный вклад в дальнейшее развитие теории дизайна внесли Всемирные выставки.

Tags: