Интерьерный дизайн постмодерна

Дизайн постмодерна (вторая половина XX века)

В эпоху постмодерна ведущая роль в дизайне интерьера надолго закрепилась за США. Мода на обтекаемые формы, начавшаяся еще в 1930-е годы, очень быстро сменяется стилем «американской мечты», так называемым «голливудским» или стилем «Золотых 50-х».

Европейская (итальянская) мода на обтекаемые формы находилась под сильным влиянием стиля ар деко и имела эстетическую направленность, в отличие от американского функционализма.

Если в эпоху модерна марка товара служила просто гарантией качества, то в эпоху постмодерна марка транслирует своему владельцу определенный имидж. Парадигма модерна, выраженная формулой «форма следует за функцией», потеряла свою актуальность, поскольку даже самая продуманная функциональность предмета уже не влияет на продажи. «Хорошей» или «плохой» формы больше не существует, есть только форма, которая «нравится» или «не нравится». В продаже появляются предметы мебели, форма которых не совпадает с назначением: шкафы в виде ракеты, кресла в виде сдувшегося воздушного шара.

Понятие «хорошей формы» сильно зависит от контекста, т.е. от конкретного интерьера. В разных интерьерах «хорошими» могут стать абсолютно разные вещи. Для бизнеса хорошо одно, для отдыха – другое, для окружающей среды – третье. Для эпохи постмодерна характерны эклектичные мультикультурные тенденции, быстро сменяющие друг друга. Это касается не только предметов декоративно-прикладного искусства, но и каждого отдельного человека. Сегодня ты спортивен, завтра элегантен, то консервативен, то беззаботен, то серьезен. Дизайн больше не предписывает нормы, не навязывает модели, а следует за потребностями каждого человека.

«Хорошая форма» становится вопросом личного вкуса. Дизайн постмодерна широко использует новые материалы и технологии, приводящие к появлению новых форм. В тренде – эргономичный дизайн, отсутствие помпезности, свойственной стилям прошлого. Текучие формы мебели учитывают рельеф жилого и рабочего пространства, а также радиус действия человека с целью экономии движений и времени, снижения усталости и риска получения травм.  Все должно служить человеку и подстраиваться под него, а не наоборот.

Разнообразие типов мебели в эпоху постмодерна просто поразительно. Существуют тысячи вариантов наименований одного и того же предмета, различающихся по дизайну, производителю, материалам и стоимости. В эпоху постмодерна предмет — это символ, взаимодействующий с потребителем и транслирующий определенный набор смыслов.

В 1960-е годы начинается эпоха поп-арта. Дозволено всё. Всё считается красивым. Функционализм уходит в прошлое, в моде поп-музыканты и хиппи. Молодежь протестует против «скучной буржуазной жизни», против норм искусства и дизайна. В искусство привносятся комиксы и реклама, используемые как пародия на общество потребления. Квартиры 1970-х декорируются как «жилые ландшафты»: стены, полы и даже мебель затягиваются коврами из искусственного ворса. В интерьере господствуют самые дикие сочетания бытовых предметов обихода, элементов поп-культуры и откровенного китча, винтажа и хенд-мейда, этники и экзотики. В это время дизайн как никогда приблизился к искусству. Очень многие известные мастер поп-арта подрабатывали дизайнерами помещений.

Девиз дизайнеров 1970-х: каждая форма имеет свою анти-форму. Анти-форма была абсолютно непредсказуема и воплощалась в концептах.

К первым дизайнерским объектам эпохи постмодерна специалисты относят мебель, спроектированную итальянской группой «Алхимия». Радикально настроенные члены группы отрицали промышленный функционализм, их вообще не интересовало, можно ли использовать их мебель по назначению. Дизайнерская мебель в их исполнении была скорее ироничной шуткой, насмешкой, чем полезным предметом обихода. В 1981 году из их среды вышла группа «Мемфис», которая исповедовала аналогичные принципы с той разницей, что они считали своим долгом привнести фантазию и иронию в повседневный интерьер, рекламу и процесс производства. В производстве мебели дизайн-группа использовала резопал – ламинированный пластик кричащих расцветок, называя его «метафорой вульгарности, бедности и плохого вкуса» и виртуозно создавая из него ставшую культовой мебель в стиле панк-поп. Их тоже мало заботило, можно ли использовать их произведения по назначению. Целевой аудиторией группы «Мемфис» были интеллектуальные и эстетические террористы. Несмотря на то, что люди вскоре устали от кричаще яркой мебели, группа оказала огромное влияние на мебельный дизайн 80-90-х годов.

Tags: