Греческие классические интерьеры

Греческий классический дизайн

Предметы, создаваемые человеком, должны выполнять две функции, эстетическую и практическую. С одной стороны, они должны воспитывать хороший вкус и возвышать душу. С другой – быть полезными как для отдельной личности, так и для общества в целом. Недаром греческое слово «техника» означает «обучение, учение, инструмент». Предмет будет считаться красивым, если он полезен, а полезен он будет, только если воспитывает чувство прекрасного. Это греческое определение «хорошего дизайна» перекликается с настроениями, распространившимися в художественной среде в начале XX века.

Античные философы разработали теорию человеческого счастья, которое обретается в стремлении человека к истине, добру и красоте. Сохранившиеся артефакты той эпохи доказывают, что все интересы общества вращались вокруг человеческой натуры и человекоподобных божеств, а идеальными формами для их воплощения в искусстве были геометрия и арифметика. Древнегреческий дизайн создавался с использованием математических рядов, геометрических фигур, симметрии и пропорций.

Поскольку Древняя Греция состояла из большого числа соперничающих царств, объединяющими факторами выступала религия и спортивные состязания. Греческая элита занималась философией и поисками ответа на вопрос, что такое счастье. Наиболее развитыми из всех декоративно-прикладных искусств были строительство и плотницкое дело. Греки искали «идеальные» формы зданий, стремились к тому, чтобы любое здание выглядело издалека максимально гармонично. Они были убеждены, что созерцание – это активный процесс.

Всякое произведение искусства следует законам природы и законам математики, оно приближается к божественному, духовному идеалу, а божественное является неизменным и вечным. Произведение искусства должно напоминать об объективной и вечной Истине, в основе которой всегда лежат Добро и Красота. По мнению греков, Истину можно выразить числом, т.е. при помощи арифметики и геометрии. Красота тоже следует божественным законам и подчиняется определенному алгоритму. Это относится и к человеку, который обязан взрастить в себе «благородный» дух в «красивом» теле. Поэтому древнегреческое искусство изображает человека как идеал, героя, бога. Красота –  это воплощение Добра. А Добро – это образцовая высокоморальная жизнь, тень божественного на земле. Искусство внушало народу: «Будь хорошим — и будешь счастливым».

Природные алгоритмы нашли свое конкретное художественное воплощение в греческом искусстве: это мотив меандра, папоротника, спирали, треугольника. Греческие мотивы многократно копировались в позднейшие эпохи, став «классическими». Уже в эпоху эллинизма, за 200 лет до рождества Христова, в Греции возникло ностальгическое течение, копировавшее аттические образцы 5-4 века до н.э., так называемый «новоаттический» стиль.

Впоследствии греческая классика не раз становилась источником вдохновения для других культур. После завоевания Афин в I в. до н.э. римляне открыли множество ремесленных мастерских, копировавших аттический стиль, обеспечив преемственность греческой традиции. Эпоха итальянского гуманизма в XV веке началась с открытия ранее неизвестных трудов античных философов и археологических раскопок Древнего Рима. Ватикан начал собирать и изучать античные колонны и статуи. Эпоха классицизма в Европе XVIII – начало XIX века также началась под влиянием археологических раскопок.

Древнегреческий идеал красоты – «человек как произведение искусства, как внутри, так и снаружи» — до сих пор является примером для подражания.  Греческой классике свойственна гармоничность, пропорциональность, достоинство и величие. Древние греки не занимались теорией искусства как самостоятельным разделом философии, однако их подход разделяют и дизайнеры современности: искусство создается, чтобы заставить человека задуматься, воспитать в нем добродетель.

Tags: